2009. Борьба с отказом в выдаче разрешений на ввоз кормов
Год 2009
Борьба с отказом в выдаче разрешений на ввоз кормов
В телефонограмме, направленной 25 декабря 2008 года в
территориальные управления Россельхознадзора и ветеринарные управления
субъектов Москвы и Московской области, Брянской и Смоленской областей,
Калининградской, Свердловской и Волгоградской областей, сообщалось, что
вопрос о выдаче разрешений на ввоз может быть рассмотрен после
предоставления государственной ветеринарной службой Молдовы, Таиланда,
США и Беларуси списков предприятий, имеющих право на экспорт указанной
продукции в Российскую Федерацию, согласно указания Россельхознадзора №
ФН-НВ-2/12044 от 27 ноября 2008 года.
Что же произошло? На заседании ветеринарного актива
города Москвы главный ветеринарный врач России А.Н. Власов заявил, что
государством предпринимаются меры по обеспечению безопасности продуктов,
поступающих на российский рынок. Если наши корма попали в данный
перечень, возник вопрос - какое отношение корма для кошек и собак имеют к
продуктам питания?
В письме Россельхознадзора, направленном руководителям
территориальных управлений Россельхознадзора и руководителям органов
управления ветеринарией субъектов Российской Федерации, содержалось
следующее указание: «Доведите до сведения российских импортеров
указанной продукции, что им надлежит в обязательном порядке довести до
экспортеров информацию о необходимости включения предприятий-поставщиков
в перечень предприятий, имеющих право на экспорт продукции в Российскую
Федерацию. Указанный перечень формируется госветслужбой
страны-экспортера и в установленном порядке представляется в
Россельхознадзор. Данную информацию доведите до сведения
подведомственных организаций государственной ветеринарной службы, а
также заинтересованных организаций». При этом содержание письма стало
известно предпринимателям только после того, как им было отказано в
выдаче разрешений на ввоз. Не была доведена информация и до
заинтересованных организаций, в частности, до Союза предприятий
зообизнеса.
1) введение ограничительных мер в отношении отдельных стран (регионов стран), в том числе:
в связи с их неблагополучием по инфекционным болезням животных;
в связи с выявлением запрещенных химических или биологических веществ в поднадзорных грузах из этих стран (регионов стран);
2) предоставление заявителем неполных или недостоверных данных;
3) организация, указанная как пункт назначения на территории Российской Федерации, не включена в Перечень хозяйствующих субъектов Российской Федерации, имеющих необходимые условия для хранения и/или переработки импортного мясного сырья;
4) проведение расследований по факту предъявленных к импортеру и экспортеру претензий по качеству и безопасности ввезенных поднадзорных грузов или в связи с нарушением законодательства Российской Федерации в области ветеринарии;
5) наличие в представленных документах материалов,
свидетельствующих о невозможности выполнения норм и правил,
установленных законодательством Российской Федерации в области
ветеринарии».
В исчерпывающем перечне нет ни слова о том, что
предприниматель не может получить разрешения на ввоз, если он не
предупредил экспортера, а тот не попал в некий список.
Вопрос об ограничении прав предпринимателей при ввозе
кормов для непродуктивных животных живо обсуждался на Форуме 9 апреля
2009 года. Еще задолго до проведения Форума Союз предприятий зообизнеса
направил жалобу об ограничении прав импортеров, которым было отказано в
выдаче разрешения на ввоз продукции, в Федеральную антимонопольную
службу России, в Министерство сельского хозяйства и в рабочую группу по
снижению административных барьеров в предпринимательстве
Минэкономразвития РФ. После проведения Форума во исполнение резолюции
СПЗ изложил суть проблемы министру сельского хозяйства Е.Б. Скрынник. В
итоге импортеры, в частности, участники Форума ООО «Конструктив» и
компания «Diamond Pet Foods», разрешение на ввоз получили. Но глобально
решить проблему могло только внесение изменений в административный
регламент по ввозу, вывозу и перемещению по территории РФ грузов,
подконтрольных государственной ветеринарной службе.
По поручению участников Форума СПЗ и подкомитет по
предпринимательству в сфере зообизнеса Торгово-промышленной палаты
России продолжили работу в этом направлении.
Далее СПЗ получил ответ ФАС, в котором сообщалось: «По
результатам проверки, проведенной ФАС России в рамках рассмотрения
Вашего обращения, в действиях Россельхознадзора усматриваются признаки
нарушения антимонопольного законодательства. В настоящее время
подготовлены необходимые документы для возбуждения дела о нарушении
антимонопольного законодательства». 30 июля в ФАС состоялось заседание
Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного
законодательства Россельхознадзором на основании обращения Союза
предприятий зообизнеса.
Предметом рассмотрения дела являлись вопросы
бездействия Россельхознадзора, выразившиеся в ненадлежащем исполнении
государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Россию продукции
животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых
добавок для животных, а также необоснованного требования от субъектов
рынка импортных зоотоваров совершения действий, обязывающих их доводить
до сведения экспортеров таких товаров информацию о необходимости
включения предприятий-поставщиков в перечень предприятий, имеющих право
на экспорт продукции в Российскую Федерацию, что не предусмотрено
действующим законодательством.
Союзом предприятий зообизнеса была представлена
следующая позиция по существу рассматриваемого дела. По мнению СПЗ,
Россельхознадзор не выполнил надлежащим образом функцию, возложенную на
него п. 3.16 Административного регламента исполнения Федеральной службой
по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по
выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ животных,
продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и
кормовых добавок для животных, утвержденного приказом № 1 от 9 января
2008 года Министерством сельского хозяйства Российской федерации, а
именно не проинспектировал предприятия стран-экспортеров и не внес их в
список предприятий, осуществляющих экспорт в Российскую Федерацию.
Бездействие Россельхознадзора, выраженное в ненадлежащем исполнении
функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию
подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции, привело к
нарушению Россельхознадзором п. 1 статьи 15 Федерального закона «О
защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. В результате
законопослушные предприниматели, импортирующие данный вид продукции,
понесли значительные убытки, ими были нарушены обязательства импортеров
по отношению к своим контрагентам, как за пределами России, так и на ее
территории.