2008. Выявляем административные барьеры в предпринимательской деятельности
Год 2008
Выявляем административные барьеры в предпринимательской деятельности
В Минэкономразвития создана комиссия по
административным барьерам в предпринимательской деятельности.
Министерство обратилось к крупнейшим отраслевым объединениям с просьбой
представить эти барьеры. ПЕРВЫМИ барьеры были представил Союз
предприятий зообизнеса. Начинать работу комиссии со столь узкого
направления, как зообизнес, было не логично. Начали с министерства
сельского хозяйства.
Среди барьеров, представленных СПЗ, были следующие:
1. Отсутствие понятийного аппарата в законе «О ветеринарии».
Отсутствие понятийного аппарата в законе приводило к произвольному
толкованию понятий, используемых как в самом законе, так и в других
нормативно-правовых актах. Минсельхоз РФ и
Россельхознадзор произвольно трактовал термины и определения,
употребляемые в нормативно-правовых документах. Так, например, в
различных документах встречалось понятие «непродуктивные животные», хотя
в законе животные не были разделены на «продуктивных»
(сельскохозяйственных) и на «непродуктивных» (животных-компаньонов), как
это сделано в законодательстве других стран. Отсюда возникала путаница
и произвольное толкование требований, предъявляемых к кормам, кормовым
добавкам и лекарственным средствам, предназначенным для различных групп
животных.
3. Ущемление прав предпринимателей при регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для животных.
Из-за отсутствия понятийного аппарата в законе «О ветеринарии»
чиновники толковали определения, фигурирующие в статье 16 «Вакцины и
другие средства защиты от болезней животных», так, что продукция должна
проходить испытания в единственном институте - ФГУ «ВГНКИ». Отсюда
возникала длинная цепочка чиновничьего произвола. Во-первых, к вакцинам и
другим средствам защиты относили все лекарственные средства для
животных, вплоть до профилактических средств, таких как противоблошиные
ошейники, спреи и шампуни от блох и клещей, капли для промыванеия носа,
кормовые добавки не имеющие активного биологического компонента и и
т.д. Во-вторых, монопольное право проводить испытания только в ФГУ
«ВГНКИ» и отсутствие утвержденных тарифов на оказание им услуг приводило
к произвольному назначению цен за свои услуги данным учреждением,
которые исчислялись сотнями тысяч рублей, что становилось препятствием
для развития отечественной науки и производства.
Текст законопроекта «О внесении изменений в закон Российской Федерации "О ветеринарии" (статьи 2, 3,16) предусматривал многоуровневую ветеринарно-санитарную экспертизу с последующей выдачей сопроводительных документов, что приводило к удорожанию для конечного потребителя (иногда в разы) кормов и кормовых добавок промышленного производства. При этом при изготовлении промышленных кормов и кормовых добавок применяются технологии, позволяющие полностью обезопасить конечную продукцию. Каждая партия продукции перед выходом в обращение подвергается строгому ветеринарно-санитарному контролю, данные которого занесены в соответствующие сертификаты. В случае ввоза такой продукции из-за рубежа ее безопасность гарантирована ветеринарной службой страны-производителя. В этой ситуации дорогостоящая процедура ветеринарно-санитарной экспертизы кормовых добавок с последующей регистрацией по мнению СПЗ была избыточной. В случае возникновения подозрений по безопасности подконтрольной продукции у ветеринарной службы всегда есть возможности осуществить контрольно-надзорные действия, в соответствии с Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля (надзора).
5. Несоответствие ставок НДС при ввозе кормов промышленного производства и при их реализации. При
ввозе кормов промышленного производства на территорию РФ ФТС применяла
ставку НДС в размере 18%. А при реализации данной продукции применялась
ставка 10%.
6. Несовершенство
законодательства в сфере лицензирования фармацевтической деятельности
при обороте лекарственных средств для животных
а) В 2007 году Постановлением Правительства РФ № 455 19
июля 2007 года были внесены изменения в действующие Положения о
лицензировании производства лекарственных средств и фармацевтической
деятельности, касающиеся производства и оборота лекарственных средств
для животных. Лицензирование было поручено Россельхознадзору. Данные
изменения вступили в силу 1 августа 2007 г. Автоматически после внесения
изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности
объектами лицензирования стали малые предприятия (зоомагазины, прилавки в
сельских магазинах и т.д.), реализующие средства для защиты кошек и
собак от блох и клещей (ошейники, спреи, шампуни), контрацептивы для
кошек и другие профилактические средства бытового назначения, включенные
Министерством сельского хозяйства в реестр лекарственных средств для
животных. Подобные профилактические средства бытового назначения для
человека, для реализации которых не требуется лицензия на
фармацевтическую деятельность (от тараканов, клещей, комаров), можно
приобрести на любом рынке, в универмаге или супермаркете.В результате
представители малого предпринимательства были вынуждены отказаться от
реализации перечисленных товаров, что осложнило эпизоотическую ситуацию в
стране.
б) Отсутствие требований Россельхознадзора к помещениям и
оборудованию ветеринарных аптек, киосков и отделов в зоомагазинах
привело к коррупции проверяющих органов. Отсутствие требований
Роспотребнадзора приводило к коррупции при проведении проверок с целью
выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на лицензируемый вид
деятельности. В каждом регионе Роспоребнадзором применялись различные
требования, вплоть до абсурдных. Так, в Москве Роспотребнадзор
приравнивал оптовые склады, где хранятся лекарственные средства для
животных, и розничные зоомагазины к лечебно-профилактическим
учреждениям. В Москве также Роспотребнадзор при проверках, например,
пользовался СанПином по утилизации отходов лекарственных средств для
родильных домов и больниц.в) При проверках Россельхознадзор и Роспотребнадзор проверяли наличие одних и тех же условий для ведения данного вида деятельности, то есть происходило дублирование функций.
г) Совмещение государственной ветеринарной службой
субъектов Российской Федерации функций оказания платных ветеринарных
услуг населению и надзорных функций. Это приводило к использованию
административных рычагов в конкурентной борьбе между предпринимателями и
государственными структурами, использующими бюджетное финансирование,
льготы и преференции, предоставляемые государством для госучреждений.
Позднее данные материалы были переданы в рабочую группу по административной реформе.