Участник X Форума субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса обратился к представителям зообизнеса России по вопросу обращения животных на территории РФ
Организаторы Форума предлагают обсудить данный вопрос в рамках мероприятия, остановиться на правилах ввоза-вывоза животных (в том числе экзотических), их перемещения, карантина, содержания в зоомагазинах, правилах продажи.
Уважаемые представители Российского зообизнеса!
Хотелось бы обратить Ваше внимание на вопросы, связанные с оборотом живых животных в Российской Федерации. Как ни странно, но данную проблематику никто не рассматривает и не обсуждает, за исключением заказных, пугающих воображение сюжетов, которые всплывают 1-2 раза в год на новостных каналах и посвящены мифическому размеру контрабанды экзотических животных. Их практически нет в зоомагазинах, их нет в регламентах почтовых служб и транспортных компаний, их не берут курьеры, нет клубов и ассоциаций, про них забывают законодатели, приравнивая их к собакам и кошкам, не пишут в аналитических статьях про перспективы зообизнеса в России. Их просто нет!
А между тем, на кого направлена вся Ваша деятельность в сфере предоставления товаров и услуг, кто является конечным потребителем? Ответ – животные, ну или люди, которые приобретают и содержат живых экзотических животных. Согласен, данный рынок в РФ, по сравнению с развитыми странами, ничтожно мал. Причем настолько, что иногда хочется обратиться к господину Путину В.В. с предложением рассмотреть уровень развития страны по уровню развития хобби, так как, содержание животных в доме – это хобби. Так, например, в США на 1991 год было зарегистрировано 850000 человек, которые содержат дома хотя бы 1 рептилию. В 1996 уже 1,5 млн, в 1998 – 2,5 млн, в 2010 – 4,7 млн человек (и это не смотря на кризис). Данная информация предоставлена APPMA (American Pet Products Manufacturers Association) и AVMA (American Veterinary Medical Association) – обращаю Ваше внимание, что там все это подсчитывается и учитывается. В России же, на сегодняшний день, по нашей оценке (на основании мониторинга форумов в Интернете – единственный доступный источник учета) таких потребителей 30-50 тыс. человек (активных пользователей) и примерно столько же – пассивных. Ежегодный прирост составляет примерно 10-15 тыс. человек (данные основаны на оценке количеств импортированных и разведенных рептилий различными организациями). Более оптимистично выглядит картина с другими животными, там счет идет на десятки тысяч, но это все равно капля в море по сравнению с Европой, США, Китаем, Японией и другими. Еще одна статистика, в США в 2012 году производилось 50 млн. сверчков в неделю!!! Для сравнения, компания «Зоофонд» производит 0,5 млн. сверчков в неделю и является, не побоюсь этого слова, крупнейшим производителем кормовых насекомых в России и СНГ, занимая 80 (или больше) процентов рынка в РФ. При этом не всю продукцию удается реализовывать.
Можно, конечно, возразить, что это просто такой маленький рынок, что не надо обращать на него внимания и тратить дорогостоящие торговые площади, что нет спроса (который порождает предложение), что корма и аксессуары приносят огромные доходы и можно не заниматься животными.
Но, необходимо понимать, что каждый купленный хомячок, ящерица, птичка и т.п., влечет за собой приобретение клетки, террариума, аксессуаров и, на несколько лет вперед постоянное потребление кормов. А это уже другие деньги. Плюс, каждый геккончик требует затрат на электричество (обогрев), водоснабжение, канализацию, вывоз мусора, кондиционирование, ветобслуживание и т.д. Таким образом, получается, что каждая маленькая зверушка стимулирует развитие других секторов экономики страны. А что касается спроса, то он есть. В России исконно был и есть интерес к содержанию дома живых животных, но возможность реализации данной потребности сталкивается с огромным количеством проблем, характерных для данного сегмента рынка. Это негативный имидж торговли животными, создаваемый СМИ, большие трудности с импортом, оформлением разрешений на ввоз/вывоз, таможня, транспортировка и пересылка (в том числе и внутри страны), архаичные ветеринарно-санитарные требования, информационный вакуум (книги, периодика, плакаты и др.), дорогая аренда и корма, отсутствие квалифицированных кадров (продавцы, консультанты, ветеринары), глупые законы и их применение в области оборота живых животных, нереальные кредиты, отсутствие мониторинга и учета потребителей и многие другие. Нет смысла подробно останавливаться на всех проблемах, но, хотелось бы отметить самую, на наш взгляд, главную – это полное отсутствие у российского зообизнеса внимания к дойной корове, которой являются животные. Хотелось бы напомнить, что слова «зообизнес» и «зоомагазин» начинаются с приставки «зоо», что означает – животные. Еще немного американской статистики – по состоянию на 1998 год 45% животных были приобретены в зоомагазинах и суперзоомаркетах, 16% получены из заграницы, 15% от друзей, 8% от заводчиков (breeders), 8% от прежних владельцев, 3% из газет, 2% из домашнего разведения. В нашей же стране весь этот расклад будет диаметрально противоположным (и магазины будут на последнем месте!)
К сожалению, пока обсуждаются вопросы лекарственных средств и кормовых добавок, пока крупнейшие сети убирают из ассортимента животных (за низкой рентабельностью и головной болью) и слышатся фразы «Какие животные? У меня 10 фур с кормом на таможне застряло» данный сегмент рынка слабеет и уменьшается под прессом недалеких чиновников, законодателей и перечисленных проблем. А если не будет рынка животных, то кому все эти препараты, корма и услуги будут нужны???
Мы не призываем всех все бросить, и срочно кинуться торговать животными. Но пора бы уже весь этот хаос совместными усилиями привести в цивилизованное русло и, пока еще не поздно (пока не придуманы и не приняты новые законы, правила и требования) спасать и поддерживать данный рынок.
Деев Михаил Юрьевич
ООО «Научно-производственное объединение «Зоофонд»
координатор проекта