Проблемы обеспечения ветпрепаратами зоопарков, зоосадов, цирков, океанариумов и дельфинариев обсудили в «Деловой России»

22 мая в «Деловой России» обсудили проблемы обеспечения ветеринарными лекарственными препаратами зоопарков, зоосадов, цирков, океанариумов и дельфинариев. Эксперты рассказали о дефиците препаратов для лечения диких животных, находящихся в Центрах реабилитации и в состоянии естественной свободы, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу.

Дефицит иностранных препаратов и невозможность быстрого импортозамещения необходимых лекарств российскими производителями — сложности, с которыми сталкиваются не только сельскохозяйственные животные и домашние питомцы. Такие особенности лечения диких животных, как многообразие видов, требующих индивидуального подхода, и высокие риски при переходе на новые препараты (даже те, которые признаются аналогами) вызывает проблемы, которые нельзя назвать менее серьезными, ведь речь идет о краснокнижных видах и программах восстановления популяций. Впервые проблему решили обсудить на уровне Подкомитета по развитию ветеринарной фармацевтической отрасли одной из самых влиятельных общероссийских общественных организаций.

Проблемы с «Золетилом» сохраняются

Директор института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Сергей Найденко остановился на дефиците препарата «Золетил» и невозможности его полноценной замены российскими аналогами с медетомидином. «Золетил» не только фактически пропал из свободной продажи, но и показал рекорды роста цен. Если раньше максимальная цена за флакон доходила до 3000 рублей, то в мае 2022-го для эвакуации животных из ДНР использовались флаконы за 8500 рублей, а сегодня цена и вовсе выросла до 18000. При этом для медведя требуются 2-3 флакона. Кроме того, надо учитывать, что усыплять зачастую приходится диких животных, в которых стреляют с вертолета, так что доля промашек также очень высока. Кроме того, дефицит приводит к потере животных в случаях, когда их приходится отстреливать без «Золетила» при выходе в населенные пункты.

При этом Найденко отметил, что только «Золетил» дает необходимый комплексный эффект, а, например, предлагаемый для обездвиживания ксилазин обладает множеством побочных действий и не подходит для экстренных ситуаций, с которыми сталкиваются врачи. По его словам, российским ученым из фармкомпаний стоит сконцентрироваться не на поиске аналогов, а на разработке высокоэффективных комбинаций.

При этом по словам Анны Бабушкиной, заместителя начальника управления  государственного ветеринарного надзора Россельхознадзора, по состоянию на 1 мая в Россию было ввезено 70 000 упаковок «Золетила» - больше, чем за первое полугодие прошлого года. Однако до врачей препарат так и не доходит.

Остановился директор института проблем экологии и эволюции и на сложностях из-за невозможности работы ветеринаров с наркотическими средствами из первой группы. Именно эти препараты необходимы для работы, например, с сайгаком, непарнокопытными или моржами.

Обеспокоенность вызывает также нехватка шприцов и ружей для дистанционного обездвиживания крупных хищников и копытных животных. Сейчас врачи работают со старыми запасами европейского производства, но обеспечить ветеринаров этой продукцией в будущем не могут ни отечественные производители, ни компании из дружественных азиатских стран.

Цены растут, а прогнозировать потребности очень сложно

Начальник отдела сохранения биоразнообразия ГКУ города Москвы «Дирекция Мосприроды» Сергей Бурмистров рассказал о проблемах, которые вызвало резкое повышение цен в условиях, когда государственные учреждения планируют закупки на год вперед с заложенными заранее ценами. При этом спрогнозировать количество требуемых препаратов очень сложно, так как на количество случаев, когда они понадобятся, влияют самые разнообразные факторы и для разных видов требуются разные препараты.

Тему продолжила Валерия Аверкиева, президент Российского Биологического Общества. В качестве примера такой сложно прогнозируемой ситуации она привела участившиеся выхода тигра к населенным пунктам. Причиной стало снижение цен на сою в Китае, в результате чего китайцы стали оставлять сою на полях, на поля вышли кабаны, а за ними и тигры.

Невосполнимые потери препаратов

Дефицит препарата «Диклакокс» для профилактики и лечения кокцидиозов у зайца приводят к сложностям по реализации программы по восстановлению популяции, пребывающей в депрессии во многих регионах страны. При этом применение «Байкокса» даже в нужной дозировке привело к гибели маточного поголовья.
Упомянула Аверкиева также перебои с материалами для остеосинтеза, необходимыми при переломах крыльев краснокнижных птиц.

Невосполнимой потерей для ветеринаров является исчезновение заместителя молока Royal Canin для выкармливания детенышей диких животных. При этом другие заменители просто не работают. Опираться на зарубежный опыт российские врачи не могут, так как за границей показатели выживания животных намного меньше, чем в России. Если у нас выживают 80% животных, то в Европе летальность — 2 из 3 животных.

Чувствуют врачи и нехватку «Супрелорина» для химической кастрации львов и тигров. Как отметила Евгения Шилова, начальник отдела зоотехнической и ветеринарной работы ФКП «Росгосцирк» (в его структуру входят 37 стационарных цирков), хищники особенно опасны в  период половой охоты и в это время работать с ними на арене цирка невозможно. Среди других препаратов, с дефицитом которых столкнулись цирки, Шилова назвала «Семинтру» для лечения болезней почек у кошачьих, кардиотропный препарат «Ветмидин», не имеющие отечественных аналогов буторфанол для лошадей и «Энилконазол», уничтожающий споры дерматофитов. Недостаточно на российском рынке и нейролептиков, необходимых для  борьбы со стрессом животных при перевозке (с чем часто сталкиваются цирки).

Возможно ли импортозамещение?

Вел встречу в «Деловой России» член генерального совета и руководитель подкомитета, исполнительный директор Ассоциации ветеринарных фармацевтических производителей Семен Жаворонков. Он призвал обозначить и выявить размеры потребностей в аналогах препаратов, которые пропали с рынка. Исполнительный директор Национальной ветеринарной ассоциации (НВА) Тимур Чибиляев заверил, что бизнес готов разработке и выпуску отечественных аналогов необходимых препаратов, но отметил, что предпринимателям потребуется поддержка со стороны государства, так как малый спрос на препараты не позволит даже окупить запуск новых препаратов. При этом, по его словам, только на разработку и начало выпуска пробной партии потребуется от 3 до 6 месяцев, еще немалое время уйдет на регистрационные процедуры.

Татьяна Колчанова, генеральный директор Союза предприятий зообизнеса, посоветовала организациям, работающим с дикими животными, обратиться к специалистам Московского эндокринного завода, который в последнее время активно расширяет линейку ветеринарных препаратов и готов идти навстречу врачам.

Представитель отдела научных коммуникаций ООО «АВЗ С-П» Константин Меркурьев также обратил внимание на необходимость корректировки российского законодательства для спокойной работы ветврачей с препаратами. Речь идет о системе off-label и использовании лекарственных средств по показаниям, не упомянутыми в инструкции по применению. Только это позволит использовать не по инструкции,а на основе практики применения, препараты для диких животных, все виды которых просто невозможно упомянуть в инструкции.