Алексей Бороздин: Жесткая регламентация пока необычна для нашего человека

Разработчик стандарта «Услуги для непродуктивных животных. Надлежащая ветеринарная практика», президент НП СРО «Северо-Западная Ветеринарная Ассоциация» Алексей Бороздин поделился с нашим журналом своими размышлениями о том, кому будет полезен данный ГОСТ, а каким клиникам он придется не по душе. 

Есть ветеринарная клиника есть ветеринарная клиника. И это не одно и то же. 

Наша отрасль, я имею в виду частную ветеринарию, только формируется, каждый
владелец, врач, управляющий исходит из собственного понимания «как все поделить», соответственно подбирает условия, помещение, людей, рекламу, оборудование. Все обустраивает, тратит деньги, вылизывает свое детище, открывает прием, двери, глаза, натягивает на лицо приятственность и приветливость и ждет своего потребителя и его денежки. Некоторым везет. К сожалению, не всем.

В 2013 году мы, то есть Союз предприятий зообизнеса и Технический комитет №140 «Продукция и услуги для непродуктивных животных»  предприняли первую попытку поделиться полученным за многие годы практики и страданий опытом и создали первый ГОСТ по проблемам ветеринарии со скучным названием «Термины и определения». Потом появился следующий ГОСТ с еще более скучным названием «Объект ветеринарной деятельности», который описывает типичную, с точки зрения авторов, городскую ветеринарную  клинику, как она есть у некоторых и как ее хотелось бы видеть. Коллеги, Вы ведь прекрасно знаете, что иногда скрывается под любезным нашему сердцу словосочетанием «ветеринарная клиника». Я сам первую клинику открывал в заброшенном здании паркового сортира на 47 метрах отвоеванных у горшков. Это были 90-е, в чем-то очень дикие, но и симпатичные, потому что я был молод. Я видел клиники в строительных вагончиках, гаражах, подвалах и никому не желаю такую иметь. И не в 90-е, а сейчас. Грустно.

Итак, выплеснув на бумагу наше понимание ветеринарной клиники, мы успокоились, перешли к теме содержания и разведения животных. Но жизнь не стоит на месте и в последнее время достаточно остро встали вопросы о претензиях потребителей, оформлении услуг, внутреннем менеджменте, правах и обязанностях сотрудников и иные внутрихозяйственные правила и распорядок. Если 10 лет назад мы только теоретизировали на тему «как оформлять историю болезни и нужна ли она в принципе», то сейчас встают такие вопросы как валидация оборудования, юстировка измерительных приборов, процедура оформления первичного анамнеза и т.д. Начали появляться автоматизированные системы учета и оформления больных, государство в лице уважаемого всеми нами Николая Анатольевича Власова «тащит» всех за шиворот в электронный документооборот. А доктор – владелец – управляющий сидит на приеме и не думает о валидации или «Аргусе», а когда думает, настроение так резко портится, что необходима традиционная русская нервная терапия. 

Несколько лет назад меня недобровольно с моей стороны черт занес в виварий, или как сейчас принято говорить «экспериментальную биологическую клинику». Здесь я впервые столкнулся с таким понятием как «надлежащая практика», или G…P. В серединке в разных областях деятельности вставляются разные буквы, обозначающие эти виды деятельности, например, M-производственная, L-лабораторная и т.д. Более всего заинтересовала меня буква C-клиническая. GCP как раз и описывает порядок взаимодействия участников лечебного процесса, врачей и пациентов. После того как стало понятно что многие виды деятельности имеют свой стандарт надлежащей практики, стало ясно, что аналогичный стандарт должен существовать и для ветеринарии. Так оно и оказалось - стандарт «Надлежащей ветеринарной практики» (GVP) подготовлен Европейской Ветеринарной Ассоциацией (FVE) и имеет статус Европейского стандарта для ветеринарной организации.

Русский перевод Стандарта подготовлен с согласия Российского представительства FVE - Ассоциации Практикующих Ветеринарных Врачей (АПВВ).

Итак, что такое GVP? Это нормы и правила работы ветеринарной клиники, самый высокий стандарт ее работы, обеспечивающий полную юридическую защиту практикующего врача в международных и национальных законах, как перед государством или государствами, так и перед заказчиком работ и услуг. Если Ваша клиника имеет сертификат GVP, то Вы работаете на самом высоком организационном уровне, едином для всех развитых стран. Но, нельзя путать талант врача и законность его деятельности. GLP не гарантирует от врачебных ошибок, только обеспечивает процесс деятельности, не более того.

Из чего же состоит ГОСТ (или GVP)? Главных компонентов всего три: законность деятельности с точки зрения права и ответственности, организация процесса и контроль качества исполнения процедур. Особенно необычна для нашего человека это жесткая регламентация любого «чиха» происходящего на территории клиники, постоянная работа над улучшением качества и многоярусный внутренний контроль. Качество, качество и еще раз качество, законность и протоколирование любого действия. Очень тяжело и занудно.

Для кого это надо? Я думаю, что большинство клиник не захочет получать такой сертификат. В принципе, это правильно. Контроль исполнения, множество прописанных стандартных операционных процедур, протоколы каждого действия, архивы, - это сведет с ума любого. Три бюрократа и контролера на каждого врача! В обычной практике это не нужно и явно избыточно. 

Но есть несколько видов ветеринарной деятельности, где это правильно и уместно. Во-первых, это клинические и доклинические испытания лекарственных средств, критических для пациента методов лечения и лечебного и диагностического оборудования. Второе - это экспертиза, например, судебно-ветеринарная. Третье - это обслуживание пациентов, находящихся под пристальным вниманием общественности, где качество определяется не столько требованием заказчика, сколько обстановкой, которая его окружает, например крупных чиновников, политиков, общественных деятелей. Представьте себе, что в результате лечения сдохла собака королевы Елизаветы. Как оправдать действия хозяйки, если начнется разговор о недобросовестности владелицы? Вот там и пригодятся протоколы, утвержденные процедуры, валидация и архивы. У нас еще далеко до ответственности владельцев на любом социальном уровне, а вот получить заказчика для доклинических испытаний будет очень выгодно, тем более что закон «Об ответственном отношении» не принят и вряд ли будет принят.

ГОСТ проходит общественное обсуждение и будет принят во второй половине 18-го года.