Регуляторная гильотина. Взгляд изнутри

Разговоры о механизме «регуляторной гильотины», которая должна отсечь все мешающие бизнесу жить законы, ведутся уже несколько лет.  «К 1 января 2021 года должны подготовить так называемую гильотину регуляторную, которая должна отменить все, что себя изжило, все, что не работает и все, что мешает двигаться вперед», - так суть механизма определил Владимир Путин. Однако, кажется, только недавно были созданы условия для того, чтобы «гильотина» действительно заработала так, чтобы это заметил бизнес. О том, как на самом деле была запущена «регуляторная гильотина», рассказывает Татьяна Колчанова, генеральный директор СПЗ.

В начале августа меня пригласили на предварительное совещание в Доме Правительства РФ, посвященное созданию рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины» в сфере животноводства и растениеводства. В заседании в Департаменте регуляторной политики Правительства, вход в который украшает внушительный макет гильотины в натуральную величину, приняли участие около 30 представителей различных отраслей, связанных с данной сферой. Совещание вел заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Юрий Любимов.
Нас - представителей общественных и предпринимательских объединений - проинформировали о том, что будут утверждены составы рабочих групп по различным направлениям, в том числе, по животноводству и растениеводству. Изначально было принято решение о создании двух рабочих групп, но оказалось, что многие вопросы законодательно пересекаются, поэтому группа будет одна.

Честно говоря, я была несколько удивлена этому приглашению и даже задала вопрос директору Департамента регуляторной политики Правительства о том, как формировалась группа. Оказалось, что представители Департамента Правительства советовались с Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития. В итоге в Правительство были предоставлены данные, какие союзы и объединения принимают самое активное участие в оценке проектов нормативно-правовых актов. Выяснилось, что Союз предприятий зообизнеса является одним из самых активных участников ОРВ. Кроме того, зачастую именно СПЗ, единственный, представляет аргументированные позиции по всем профильным проектам.



Кто вошел в рабочую группу?

В октябре подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утвердила составы 41 рабочей группы. В составе рабочей группы по животноводству и растениеводству я увидела и свою фамилию. Всего в нашей группе 15 представителей бизнеса и 4 представителя государственных органов (руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Елена Панова и Джамбулат Хатуов, первый заместитель Министра сельского хозяйства).

Сопредседателем рабочей группы от органов власти был назначен Данкверт, а от делового сообщества на пост сопредседателем избрали Виктора Бирюкова, председателя комиссии РСПП по агропромышленному комплекса.

Зачем нужны эксперты?

В оценке документов членам рабочей группы помогают эксперты. После утверждения состава рабочих групп их члены могли представить кандидатуры в экспертную группу. По моему предложению от СПЗ в группу было включено 8 представителей производителей ветеринарных препаратов и кормовых добавок, которые в течение многих лет принимали участие в подготовке замечаний и предложений по всем законопроектам.

Эксперты, как и члены рабочей группы, анализируют проекты, в которых содержатся обязательные требования к продукции и услугам. Каждый эксперт может представить свою позицию, которая затем рассматриваются на заседании рабочей группы и имеет большое значение для принятия одного из трех решений: «поддержать проект», «отправить проект на доработку с учетом замечаний от членов рабочей группы и экспертов» либо «отклонить проект». В последнем случае проект отправляется в комиссию по регуляторной гильотине в Аппарате Правительства, где принимается окончательное решение о его судьбе. Кроме того, эксперты могут участвовать в заседаниях рабочей группы, высказывая свое мнение, но без права голоса.



Какие документы уже успели рассмотреть?

На первом заседании мы рассматривали законы и другие нормативные акты СССР и РСФСР, которые давно устарели. Был утвержден обширный перечень таких документов, которые однозначно должны быть отмечены.

Но главная особенность «регуляторной гильотины» - возможность оценивать не только старые законы, но и все проекты, содержащие обязательные требования. Поэтому остановлюсь на новых документах, которые непосредственно касаются нашей отрасли.

Был рассмотрен разработанный Минсельхозом проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере ветеринарии», в котором идет речь об обязательной маркировке животных. Проект касается, в том числе, маркировки кошек и собак. Для домашних питомцев сроки установлены серьезные: кошки и собаки должны быть «подвергнуты учету» до 31 декабря 2028 году, для сельскохозяйственных животных сроки меньше.

Уже после заседания рабочей группы глава думского комитета по экологии и защите окружающей среды Владимир Бурматов вновь заявил, что Дума будет настаивать на том, что маркировка домашних животных должна быть бесплатной для владельцев. В самом проекте ни о каких ценах на маркировку речь не идет, но в пояснительной записке приведена ориентировочная стоимость средств маркировки:

•    пластмассовая бирка: от 14 - 20 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению бирки составляет от 50 - 70 рублей;
•    подкожный микрочип: от 90 - 140 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению микрочипа составляет от 50 - 100 рублей;
•    болюс: от 150 - 200 рублей. Стоимость услуги по введению болюса составляет от 100 - 150 рублей;
•    татуирование и таврение: стоимость услуги составляет от 200 - 500 рублей;
•    кольцо: от 5 - 10 рублей. Стоимость услуги по кольцеванию составляет от 20 - 50 рублей;
•    ошейник: от 150 - 250 рублей за единицу.

Проект был одобрен членами рабочей группы и был направлен в Правительство.

Обсуждали мы и подготовленный Минкультуры проект Постановления Правительства «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию». Он касается деятельности зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев и океанариумов. Мной было предоставлено достаточно большое количество поправок, подготовленных нашими участниками. Заключение СПЗ было озвучено на заседании рабочей группы, после чего ее членами было принято решение отправить проект на доработку в Минприроды.
Из-за большого количества разногласий 23 декабря состоялось дополнительное совещание у заместителя руководителя Аппарата правительства Ю.С.Любимова, где этот проект рассматривался представителями Департамента регуляторной политики Правительства, Минсельхоза, Минприроды, Минкультуры, Минэка и Россельхознадзора. Позиция Департамента заключалась в том, чтобы в самом тексте проекта оставить только общие положения, не расписывая требования их детально. Подробные требования должны содержаться в рекомендациях, которые предстоит подготовить разработчикам.

Так как положения проекта должны вступить в силу уже 1 января 2020 года, было принято следующее решение: принять проект Постановления в представленном виде с ограниченным сроком действия - до 1 января 2021 года. Затем этот проект попадет под «регуляторную гильотину», а разработчики за это время должны составить новые обязательные требования и рекомендации по их исполнению.

Рассмотрен был и противоречивый проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для ветеринарного применения» (подробнее о проекте читайте в статье «СПЗ подводит итоги года»). На заседании рабочей группы я озвучила позицию предпринимательского сообщества, которое считает добавление новой контрольной функции избыточным. Это мнение поддерживает и Минэк, уже давшее свое отрицательное заключение. Минсельхоз и Россельхознадзор также представили свою позицию, которая заключается в том, что отсутствие данной процедуры грозит попаданием на рынок некачественных ветеринарных препаратов. 

В результате за предложенный проект не проголосовал и один из членов рабочей группы от бизнеса, один голос (мой) был против, в то время как остальные члены проголосовали за доработку проекта с учетом высказанных замечаний.

Теперь Минсельхоз должен доработать  проект и повторно представить его на рассмотрение рабочей группы. Если группа не согласится с предложенным поправками, проект будет направлен в Аппарат правительства для рассмотрения комиссией по «регуляторной гильотине».
Компромиссный вариант для производителей ветеринарных препаратов заключается в том, чтобы процедура ввода в гражданский оборот повторяла бы положения по аналогичной процедуре для лекарств для медицинского применения. У медиков нет требования о обязательном наличии сертификата GMP, а испытание партии выпускаемых в оборот лекарственных средств можно проводить в любой аккредитованной лаборатории (а не только в подведомственном Россельхознадзору ФГБУ «ВГНКИ»,  как предлагает Минсельхоз).

Наконец, рабочая группа рассмотрела проект изменений в приказ Минсельхоза от 27 декабря 2016 г. № 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов». Проект изменяет сроки в основаниях для аннулирования регистрации в ФГИС, изменяет состав данных для заявки на оформление ВСД, корректирует время обязательного гашения (1 рабочий день для гашения превращается в 24 часа). Кроме того, если раньше учет оформленного на бумажном носителе ВСД осуществлялся в течение 1 месяца с момента его оформления, то теперь на это отводится всего 7 календарных дней. Пункт «ВСД на транспортную партию аннулируется при смене транспортного средства» дополняется исключением («за исключением случаев перемещения подконтрольного товара с использованием нескольких транспортных средств и (или) видов транспорта». Проект был одобрен рабочей группой.

Из-за активной деятельности рабочей группы конец 2019-го оказался по-настоящему «горячей порой»: заседания проводятся несколько раз в неделю. Несмотря на то, что эта работа значительно увеличило нагрузку на наших экспертов, прекрасно, что у нас появился новый действенный механизм оценки проектов нормативно-правовых актов.

English summary

Regulatory guillotine. Glimpse behind the scenes

Talks about the mechanism of the “regulatory guillotine,” which should cut off all laws that impede business, have been going on for several years. “By January 1, 2021, they should prepare the so-called regulatory guillotine, which should abolish everything that has outlived itself, everything that does not work and everything that prevents the economy from moving forward” – in such away the essence of the mechanism was determined by Vladimir Putin.

However, it seems that only recently conditions have been created for bringing the “guillotine” to really. Tatyana Kolchanova, general director of the SPZ and a member of governmental committee of regulatory guillotine, gives a glimpse behind the scenes.

The members of the committee consider both the old normative acts of the USSR and all new projects containing mandatory requirements for products and services: from marking of pets to requirements for zoos.