Чего ждет потребитель от отечественных кормов для домашних животных

7 июня в Торгово-промышленной палате России по инициативе Союза предприятий зообизнеса прошел круглый стол «Импортозамещение в сфере кормов для непродуктивных животных».  Мероприятие дало возможность производителям озвучить основные сложности, обсудить необходимость совместной работы для их решения, а потребителям кормов — высказать свои ожидания от отечественных компаний.

Валентина Поташова, руководитель сети зоомагазинов «Дивный колибри» (г. Сыктывкар), рассказала о том, как происходит импортозамещение в специализированной рознице, где на корма приходится 76% продаж.

Первая волна импортозамещения была связана с дефицитом кормов, вызванным многочисленными запретами Россельхознадзора. Специалисты сети анализировали состав и характеристики уходящей с рынка продукции и подбирали корма из нового ассортимента. При этом часть кормов не имеют аналогов и не могут быть заменены. Речь идет в частности о ветеринарных кормах.

На второй волне импортзамещения этой весной в ассортименте сети появились корма отечественного производства Best Dinner, Alpha Pet и Alpha Pet WOW, Monge, Zillii, Clan classic, Sirius, «Наш рацион» и «Родные корма». Однако проблема отсутствия ветеринарных и профилактических кормов остается.

Впрочем, это не единственная сложность. Российский потребитель относится к отечественной продукции скептически, поэтому производителям следует принять ряд мер для облегчения выхода на рынок. В частности, качество продукта должно быть максимально приближенным к уходящим аналогам и соответствовать общепринятой классификации, а цена должна соответствовать качеству продукта и быть доступной.



Для того, чтобы покупатель захотел познакомиться с новым ассортиментом и решился на то, чтобы перевести питомца на отечественный корм, следует принять и маркетинговые меры: предоставлять в розницу больше информации о продукции, обеспечить пробники, организовывать различные маркетинговые программы. Также следует уделить внимание расширению вкусов товарного ассортимента.

Отдельного упоминания заслуживает обеспечение бесперебойных поставок.



Важность этого аспекта подчеркнул и Евгений Купляускас, кандидат биологических наук, советник Президента Российской кинологической федерации. По его словам, потребитель боится переходить на новый корм, опасаясь, что он может отрицательно повлиять на состояние собаки (физиологическое и физическое состояние, здоровье (с учетом высокой чувствительности кишечной микрофлоры к изменениям состава корма), экстерьер, поведение). При этом если такой переход происходит, без стабильности поставок и обеспечения продукцией отдаленных регионов не обойтись. Перейдя на новый корм питомник должен быть уверен в доступе к продукции.

Среди отрицательных факторов, влияющих на выбор в пользу иностранных кормов: опасение негативной реакции организма собаки на новый корм, в т.ч. аллергии на его ингредиенты, а также отсутствие узкого назначения российского корма (с учетом породы, окраса, шерсти, возраста).

Только с учетом цифр по воспроизводству, в России нужны 16-18 тонн кормов только для щенков. В целом в нашей стране живут 20 млн собак и 60 млн кошек, так что рынок является очень перспективным и нуждается в качественных кормах.



В связи с этим Купляускас озвучил предложения РКФ по развитию рынка отечественных кормов:

- разработать меры государственной поддержки российского кормопроизводства и сформировать перечень антикризисных мер поддержки (вкл. меры налоговой проверки и ограничение проверок);
- предусмотреть в программах «Фонд развития промышленности» и «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» возможность финансирования проектов по строительству и модернизации производственных предприятий зообизнеса;
- внести изменения в «Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы» с учетом задач программы по созданию и внедрению технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных;
- продлить отсрочку начала эксперимента цифровой маркировки продукции в потребительской упаковке (планировался с 1 мая 2022 г. по 28 февраля 2023 г.);
- поддержать производство кормов специального назначения (здоровье, физическое и физиологическое состояние, назначение животного) и упростить механизм ввоза кормовых добавок и ингредиентов, используемых для производства корма;
- законодательно закрепить термины «непродуктивное животное» и «продуктивное животное»;
- осуществлять статистический мониторинг внутреннего и внешнего рынка кормов;
- сформировать расчетный запас кормов с учетом количества собак в стране (в т.ч. через маркирование и учет животных во ФГИС «Хорриот»);
ускорить подготовку проекта ТР ЕАЭС «О безопасности кормов для непродуктивных животных».


 
10.06.22