Приглашаем на круглый стол «Регуляторная гильотина в ветеринарии»!

29 января в рамках выставки «MVC: Зерно-Комбикорма-Ветеринария-2020» пройдет круглый стол «Регуляторная гильотина в ветеринарии». Участие бесплатное, регистрация для входа на выставку https://reg.mvc-expohleb.ru/login.php?idExh=8&lang=rus

Круглый стол «Регуляторная гильотина в ветеринарии»

29 января, 10:30-11:15
Для кого: производители, оптовые и розничные компании, занятые в обращении ветеринарных препаратов, кормов, кормовых добавок для животных

Участники дискуссии:
Минсельхоз России, Россельхознадзор, ФГБУ «ВГНКИ», Союз предприятий зообизнеса, Технический комитет Росстандарта №140, Учебный центр СПЗ.

•    Анализ и необходимость пересмотра действующих нормативно-правовых актов регулирующих ветеринарию в рамках «регуляторной гильотины» 

Спикер: Колчанова Татьяна Ивановна председатель подкомитета по предпринимательству  в сфере зообизнеса ТПП РФ, Председатель Технического комитета № 140, член рабочей группы Правительства Российской Федерации в сфере животноводства и растениеводства по реализации механизма регуляторной гильотины

ЖДЕМ ВАС НА КРУГЛОМ СТОЛЕ!

Что такое регуляторная гильотина для нашей отрасти?
Предлагаем рассказ Татьяны Колчановой, ведущей круглого стола, генерального директора СПЗ и представителя нашей отрасли в рабочей группе в Аппарате Правительства.

Разговоры о механизме «регуляторной гильотины», которая должна отсечь все мешающие бизнесу жить законы, ведутся уже несколько лет.  «К 1 января 2021 года должны подготовить так называемую гильотину регуляторную, которая должна отменить все, что себя изжило, все, что не работает и все, что мешает двигаться вперед», - так суть механизма определил Владимир Путин. Однако, кажется, только недавно были созданы условия для того, чтобы «гильотина» действительно заработала так, чтобы это заметил бизнес.

В начале августа меня пригласили на предварительное совещание в Доме Правительства РФ, посвященное созданию рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины» в сфере животноводства и растениеводства. В заседании в Департаменте регуляторной политики Правительства, вход в который украшает внушительный макет гильотины в натуральную величину, приняли участие около 30 представителей различных отраслей, связанных с данной сферой. Совещание вел заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Юрий Любимов.

Нас - представителей общественных и предпринимательских объединений - проинформировали о том, что будут утверждены составы рабочих групп по различным направлениям, в том числе, по животноводству и растениеводству. Изначально было принято решение о создании двух рабочих групп, но оказалось, что многие вопросы законодательно пересекаются, поэтому группа будет одна.

Честно говоря, я была несколько удивлена этому приглашению и даже задала вопрос директору Департамента регуляторной политики Правительства о том, как формировалась группа. Оказалось, что представители Департамента Правительства советовались с Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития. В итоге в Правительство были предоставлены данные, какие союзы и объединения принимают самое активное участие в оценке проектов нормативно-правовых актов. Выяснилось, что Союз предприятий зообизнеса является одним из самых активных участников ОРВ. Кроме того, зачастую именно СПЗ, единственный, представляет аргументированные позиции по всем профильным проектам.

Кто вошел в рабочую группу?

В октябре подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утвердила составы 41 рабочей группы. В составе рабочей группы по животноводству и растениеводству я увидела и свою фамилию. Всего в нашей группе 15 представителей бизнеса и 4 представителя государственных органов (руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Елена Панова и Джамбулат Хатуов, первый заместитель Министра сельского хозяйства).

Сопредседателем рабочей группы от органов власти был назначен Данкверт, а от делового сообщества на пост сопредседателем избрали Виктора Бирюкова, председателя комиссии РСПП по агропромышленному комплекса.

Зачем нужны эксперты?

В оценке документов членам рабочей группы помогают эксперты. После утверждения состава рабочих групп их члены могли представить кандидатуры в экспертную группу. По моему предложению от СПЗ в группу было включено 8 представителей производителей ветеринарных препаратов и кормовых добавок, которые в течение многих лет принимали участие в подготовке замечаний и предложений по всем законопроектам.

Эксперты, как и члены рабочей группы, анализируют проекты, в которых содержатся обязательные требования к продукции и услугам. Каждый эксперт может представить свою позицию, которая затем рассматриваются на заседании рабочей группы и имеет большое значение для принятия одного из трех решений: «поддержать проект», «отправить проект на доработку с учетом замечаний от членов рабочей группы и экспертов» либо «отклонить проект». В последнем случае проект отправляется в комиссию по регуляторной гильотине в Аппарате Правительства, где принимается окончательное решение о его судьбе. Кроме того, эксперты могут участвовать в заседаниях рабочей группы, высказывая свое мнение, но без права голоса.

Какие документы уже успели рассмотреть?

На первом заседании мы рассматривали законы и другие нормативные акты СССР и РСФСР, которые давно устарели. Был утвержден обширный перечень таких документов, которые однозначно должны быть отмечены.

Но главная особенность «регуляторной гильотины» - возможность оценивать не только старые законы, но и все проекты, содержащие обязательные требования. Поэтому остановлюсь на новых документах, которые непосредственно касаются нашей отрасли.

Был рассмотрен разработанный Минсельхозом проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере ветеринарии», в котором идет речь об обязательной маркировке животных. Проект касается, в том числе, маркировки кошек и собак. Для домашних питомцев сроки установлены серьезные: кошки и собаки должны быть «подвергнуты учету» до 31 декабря 2028 году, для сельскохозяйственных животных сроки меньше.

Уже после заседания рабочей группы глава думского комитета по экологии и защите окружающей среды Владимир Бурматов вновь заявил, что Дума будет настаивать на том, что маркировка домашних животных должна быть бесплатной для владельцев. В самом проекте ни о каких ценах на маркировку речь не идет, но в пояснительной записке приведена ориентировочная стоимость средств маркировки:

•    пластмассовая бирка: от 14 - 20 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению бирки составляет от 50 - 70 рублей;
•    подкожный микрочип: от 90 - 140 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению микрочипа составляет от 50 - 100 рублей;
•    болюс: от 150 - 200 рублей. Стоимость услуги по введению болюса составляет от 100 - 150 рублей;
•    татуирование и таврение: стоимость услуги составляет от 200 - 500 рублей;
•    кольцо: от 5 - 10 рублей. Стоимость услуги по кольцеванию составляет от 20 - 50 рублей;
•    ошейник: от 150 - 250 рублей за единицу.

Проект был одобрен членами рабочей группы и был направлен в Правительство.

Обсуждали мы и подготовленный Минкультуры проект Постановления Правительства «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию». Он касается деятельности зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев и океанариумов. Мной было предоставлено достаточно большое количество поправок, подготовленных нашими участниками. Заключение СПЗ было озвучено на заседании рабочей группы, после чего ее членами было принято решение отправить проект на доработку в Минприроды.
Из-за большого количества разногласий 23 декабря состоялось дополнительное совещание у заместителя руководителя Аппарата правительства Ю.С.Любимова, где этот проект рассматривался представителями Департамента регуляторной политики Правительства, Минсельхоза, Минприроды, Минкультуры, Минэка и Россельхознадзора. Позиция Департамента заключалась в том, чтобы в самом тексте проекта оставить только общие положения, не расписывая требования их детально. Подробные требования должны содержаться в рекомендациях, которые предстоит подготовить разработчикам.

Так как положения проекта должны вступить в силу уже 1 января 2020 года, было принято следующее решение: принять проект Постановления в представленном виде с ограниченным сроком действия - до 1 января 2021 года. Затем этот проект попадет под «регуляторную гильотину», а разработчики за это время должны составить новые обязательные требования и рекомендации по их исполнению.

Рассмотрен был и противоречивый проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для ветеринарного применения» (подробнее о проекте читайте в статье «СПЗ подводит итоги года»). На заседании рабочей группы я озвучила позицию предпринимательского сообщества, которое считает добавление новой контрольной функции избыточным. Это мнение поддерживает и Минэк, уже давшее свое отрицательное заключение. Минсельхоз и Россельхознадзор также представили свою позицию, которая заключается в том, что отсутствие данной процедуры грозит попаданием на рынок некачественных ветеринарных препаратов. 

В результате за предложенный проект не проголосовал и один из членов рабочей группы от бизнеса, один голос (мой) был против, в то время как остальные члены проголосовали за доработку проекта с учетом высказанных замечаний.

Теперь Минсельхоз должен доработать  проект и повторно представить его на рассмотрение рабочей группы. Если группа не согласится с предложенным поправками, проект будет направлен в Аппарат правительства для рассмотрения комиссией по «регуляторной гильотине».
Компромиссный вариант для производителей ветеринарных препаратов заключается в том, чтобы процедура ввода в гражданский оборот повторяла бы положения по аналогичной процедуре для лекарств для медицинского применения. У медиков нет требования о обязательном наличии сертификата GMP, а испытание партии выпускаемых в оборот лекарственных средств можно проводить в любой аккредитованной лаборатории (а не только в подведомственном Россельхознадзору ФГБУ «ВГНКИ»,  как предлагает Минсельхоз).

Наконец, рабочая группа рассмотрела проект изменений в приказ Минсельхоза от 27 декабря 2016 г. № 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов». Проект изменяет сроки в основаниях для аннулирования регистрации в ФГИС, изменяет состав данных для заявки на оформление ВСД, корректирует время обязательного гашения (1 рабочий день для гашения превращается в 24 часа). Кроме того, если раньше учет оформленного на бумажном носителе ВСД осуществлялся в течение 1 месяца с момента его оформления, то теперь на это отводится всего 7 календарных дней. Пункт «ВСД на транспортную партию аннулируется при смене транспортного средства» дополняется исключением («за исключением случаев перемещения подконтрольного товара с использованием нескольких транспортных средств и (или) видов транспорта». Проект был одобрен рабочей группой.

Из-за активной деятельности рабочей группы конец 2019-го оказался по-настоящему «горячей порой»: заседания проводятся несколько раз в неделю. Несмотря на то, что эта работа значительно увеличило нагрузку на наших экспертов, прекрасно, что у нас появился новый действенный механизм оценки проектов нормативно-правовых актов.