Приглашаем на круглый стол «Регуляторная гильотина в ветеринарии»!
29 января в рамках выставки «MVC: Зерно-Комбикорма-Ветеринария-2020» пройдет круглый стол «Регуляторная гильотина в ветеринарии». Участие бесплатное, регистрация для входа на выставку https://reg.mvc-expohleb.ru/login.php?idExh=8&lang=rus
Круглый стол «Регуляторная гильотина в ветеринарии»
29 января, 10:30-11:15
Для кого: производители, оптовые и розничные компании, занятые в обращении ветеринарных препаратов, кормов, кормовых добавок для животных
Участники дискуссии:
Минсельхоз России, Россельхознадзор, ФГБУ «ВГНКИ», Союз предприятий зообизнеса, Технический комитет Росстандарта №140, Учебный центр СПЗ.
Минсельхоз России, Россельхознадзор, ФГБУ «ВГНКИ», Союз предприятий зообизнеса, Технический комитет Росстандарта №140, Учебный центр СПЗ.
• Анализ и необходимость пересмотра действующих
нормативно-правовых актов регулирующих ветеринарию в рамках
«регуляторной гильотины»
Спикер: Колчанова
Татьяна Ивановна председатель подкомитета по предпринимательству в
сфере зообизнеса ТПП РФ, Председатель Технического комитета № 140, член
рабочей группы Правительства Российской Федерации в сфере животноводства
и растениеводства по реализации механизма регуляторной гильотины
ЖДЕМ ВАС НА КРУГЛОМ СТОЛЕ!
Что такое регуляторная гильотина для нашей отрасти?
Предлагаем рассказ Татьяны Колчановой, ведущей круглого стола, генерального директора СПЗ и представителя нашей отрасли в рабочей группе в Аппарате Правительства.
Разговоры о механизме
«регуляторной гильотины», которая должна отсечь все мешающие бизнесу
жить законы, ведутся уже несколько лет. «К 1 января 2021 года должны
подготовить так называемую гильотину регуляторную, которая должна
отменить все, что себя изжило, все, что не работает и все, что мешает
двигаться вперед», - так суть механизма определил Владимир Путин.
Однако, кажется, только недавно были созданы условия для того, чтобы
«гильотина» действительно заработала так, чтобы это заметил бизнес.
Нас - представителей общественных и
предпринимательских объединений - проинформировали о том, что будут
утверждены составы рабочих групп по различным направлениям, в том числе,
по животноводству и растениеводству. Изначально было принято решение о
создании двух рабочих групп, но оказалось, что многие вопросы
законодательно пересекаются, поэтому группа будет одна.
Честно говоря, я была несколько удивлена этому
приглашению и даже задала вопрос директору Департамента регуляторной
политики Правительства о том, как формировалась группа. Оказалось, что
представители Департамента Правительства советовались с Департаментом
оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития. В итоге в
Правительство были предоставлены данные, какие союзы и объединения
принимают самое активное участие в оценке проектов нормативно-правовых
актов. Выяснилось, что Союз предприятий зообизнеса является одним из
самых активных участников ОРВ. Кроме того, зачастую именно СПЗ,
единственный, представляет аргументированные позиции по всем профильным
проектам.
Кто вошел в рабочую группу?
В октябре подкомиссия по совершенствованию
контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов
исполнительной власти утвердила составы 41 рабочей группы. В составе
рабочей группы по животноводству и растениеводству я увидела и свою
фамилию. Всего в нашей группе 15 представителей бизнеса и 4
представителя государственных органов (руководитель Россельхознадзора
Сергей Данкверт, заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан
Амирханов, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Елена
Панова и Джамбулат Хатуов, первый заместитель Министра сельского
хозяйства).
Сопредседателем рабочей группы от органов власти
был назначен Данкверт, а от делового сообщества на пост сопредседателем
избрали Виктора Бирюкова, председателя комиссии РСПП по
агропромышленному комплекса.
Зачем нужны эксперты?
В оценке документов членам рабочей группы помогают
эксперты. После утверждения состава рабочих групп их члены могли
представить кандидатуры в экспертную группу. По моему предложению от СПЗ
в группу было включено 8 представителей производителей ветеринарных
препаратов и кормовых добавок, которые в течение многих лет принимали
участие в подготовке замечаний и предложений по всем законопроектам.
Эксперты, как и члены рабочей группы, анализируют
проекты, в которых содержатся обязательные требования к продукции и
услугам. Каждый эксперт может представить свою позицию, которая затем
рассматриваются на заседании рабочей группы и имеет большое значение для
принятия одного из трех решений: «поддержать проект», «отправить проект
на доработку с учетом замечаний от членов рабочей группы и экспертов»
либо «отклонить проект». В последнем случае проект отправляется в
комиссию по регуляторной гильотине в Аппарате Правительства, где
принимается окончательное решение о его судьбе. Кроме того, эксперты
могут участвовать в заседаниях рабочей группы, высказывая свое мнение,
но без права голоса.
Какие документы уже успели рассмотреть?
На первом заседании мы рассматривали законы и
другие нормативные акты СССР и РСФСР, которые давно устарели. Был
утвержден обширный перечень таких документов, которые однозначно должны
быть отмечены.
Но главная особенность «регуляторной гильотины» -
возможность оценивать не только старые законы, но и все проекты,
содержащие обязательные требования. Поэтому остановлюсь на новых
документах, которые непосредственно касаются нашей отрасли.
Был рассмотрен разработанный Минсельхозом проект
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в
сфере ветеринарии», в котором идет речь об обязательной маркировке
животных. Проект касается, в том числе, маркировки кошек и собак.
Для домашних питомцев сроки установлены серьезные: кошки и собаки
должны быть «подвергнуты учету» до 31 декабря 2028 году, для
сельскохозяйственных животных сроки меньше.
Уже после заседания рабочей группы глава думского
комитета по экологии и защите окружающей среды Владимир Бурматов вновь
заявил, что Дума будет настаивать на том, что маркировка домашних
животных должна быть бесплатной для владельцев. В самом проекте ни о
каких ценах на маркировку речь не идет, но в пояснительной записке
приведена ориентировочная стоимость средств маркировки:
• подкожный микрочип: от 90 - 140 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению микрочипа составляет от 50 - 100 рублей;
• болюс: от 150 - 200 рублей. Стоимость услуги по введению болюса составляет от 100 - 150 рублей;
• татуирование и таврение: стоимость услуги составляет от 200 - 500 рублей;
• кольцо: от 5 - 10 рублей. Стоимость услуги по кольцеванию составляет от 20 - 50 рублей;
• ошейник: от 150 - 250 рублей за единицу.
Проект был одобрен членами рабочей группы и был направлен в Правительство.
Из-за большого количества разногласий 23 декабря
состоялось дополнительное совещание у заместителя руководителя Аппарата
правительства Ю.С.Любимова, где этот проект рассматривался
представителями Департамента регуляторной политики Правительства,
Минсельхоза, Минприроды, Минкультуры, Минэка и Россельхознадзора.
Позиция Департамента заключалась в том, чтобы в самом тексте проекта
оставить только общие положения, не расписывая требования их детально.
Подробные требования должны содержаться в рекомендациях, которые
предстоит подготовить разработчикам.
Так как положения проекта должны вступить в силу
уже 1 января 2020 года, было принято следующее решение: принять проект
Постановления в представленном виде с ограниченным сроком действия - до 1
января 2021 года. Затем этот проект попадет под «регуляторную
гильотину», а разработчики за это время должны составить новые
обязательные требования и рекомендации по их исполнению.
Рассмотрен был и противоречивый проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении
лекарственных средств» в части ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для ветеринарного применения» (подробнее о проекте читайте в статье «СПЗ подводит итоги года»).
На заседании рабочей группы я озвучила позицию предпринимательского
сообщества, которое считает добавление новой контрольной функции
избыточным. Это мнение поддерживает и Минэк, уже давшее свое
отрицательное заключение. Минсельхоз и Россельхознадзор также
представили свою позицию, которая заключается в том, что отсутствие
данной процедуры грозит попаданием на рынок некачественных ветеринарных
препаратов.
В результате за предложенный проект не проголосовал
и один из членов рабочей группы от бизнеса, один голос (мой) был
против, в то время как остальные члены проголосовали за доработку
проекта с учетом высказанных замечаний.
Компромиссный вариант для производителей
ветеринарных препаратов заключается в том, чтобы процедура ввода в
гражданский оборот повторяла бы положения по аналогичной процедуре для
лекарств для медицинского применения. У медиков нет требования о
обязательном наличии сертификата GMP, а испытание партии выпускаемых в
оборот лекарственных средств можно проводить в любой аккредитованной
лаборатории (а не только в подведомственном Россельхознадзору ФГБУ
«ВГНКИ», как предлагает Минсельхоз).
Наконец, рабочая группа рассмотрела проект
изменений в приказ Минсельхоза от 27 декабря 2016 г. № 589 «Об
утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов».
Проект изменяет сроки в основаниях для аннулирования регистрации в
ФГИС, изменяет состав данных для заявки на оформление ВСД, корректирует
время обязательного гашения (1 рабочий день для гашения превращается в
24 часа). Кроме того, если раньше учет оформленного на бумажном носителе
ВСД осуществлялся в течение 1 месяца с момента его оформления, то
теперь на это отводится всего 7 календарных дней. Пункт «ВСД на
транспортную партию аннулируется при смене транспортного средства»
дополняется исключением («за исключением случаев перемещения
подконтрольного товара с использованием нескольких транспортных средств и
(или) видов транспорта». Проект был одобрен рабочей группой.