СПЗ принял участие в заседании Общественного совета при Россельхознадзоре

19 октября состоялось заседание Общественного совета при Россельхознадзоре, под председательством Елены Цветковой. В заседании приняла участие генеральный директор СПЗ Татьяна Колчанова. Мероприятие проходило в рамках работы Открытого Правительства. Главной темой заседания стала передача некоторых полномочий Россельхознадзора органам власти субъектов Российской Федерации. В заседании приняли участие представители Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и субъектов Российской Федерации, эксперты и сотрудники Россельхознадзора во главе с руководителем Службы Сергеем Данквертом, представители бизнес-сообщества и общественных организаций Республики Крым и города Севастополь, а также представители бизнеса, торговых сетей и отраслевых ассоциаций.

В ходе мероприятия специалисты Россельхознадзора выступили с краткими докладами о видах надзора и контроля, осуществляемого Службой в части земельного надзора, ветеринарного надзора, а также о неудовлетворительных результатах передачи части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору региональным властям республики Крым и города Севастополь.

Сергей Данкверт в своем выступлении подчеркнул, что в передаче полномочий в части надзора и контроля субъектам Российской Федерации существует ряд проблем. В частности, отсутствует возможность федерального контроля за надзорной деятельностью органов исполнительной власти субъектов, работа которых на сегодняшний день ведется в закрытом режиме.  При этом необходимым условием для поддержания эпизоотического благополучия, пищевой безопасности и экспортного потенциала страны является работа в открытом режиме, в том числе посредством использования комплекса информационных систем.

Руководитель Службы, подчеркнул, что передавать полномочия можно в любом объеме, но нужно быть уверенным в том, что государство от этого не пострадает.

Также Руководитель Россельхознадзора обозначил, что общее направление по реформе в надзорной деятельности в любом случае приведет к тому, что какая-то часть полномочий будет передана субъектам Российской Федерации. По мнению Руководителя Россельхознадзора, в первую очередь это должно касаться качества выпускаемой в регионе продукции.

В заключение своего выступления Сергей Данкверт отметил, что совместные действия федеральной и региональной властей должны способствовать экономическому росту отрасли. Сейчас  же существует ситуация, при которой недостаток надзора ведет к тому, что сельское хозяйство не может развиваться в достаточном объеме. При этом обеспечение надзорными полномочиями должно происходить равномерно на всей территории Российской Федерации, для этого необходимо законодательно закрепить механизмы взаимодействия между всеми звеньями ветеринарной службы, обеспечить полную прослеживаемость поднадзорной продукции и сделать полностью прозрачной деятельность региональных надзорных органов.

Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский отметил, что все разговоры о передаче части полномочий Россельхознадзора на места - это «путь в никуда», и ярким тому примером служит распространение африканской чумы на территории Республики Крым и в целом по стране. Очень часто в регионах не хватает денежных средств на то, чтобы вести серьезную работу ветеринарной службы.

Председатель Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Государственного Совета Республики Татарстан Тахир Хадеев подчеркнул, что передав полномочия в субъекты России, мы нарушим слаженную систему. Зачастую в субъектах Российской Федерации отсутствует единый подход к решению и реализации возложенных полномочий, к уровню финансирования. Представители бизнес-сообщества Республики Крым и города Севастополя подтвердили, что муниципалитеты неохотно берутся за решение проблем, с которыми к ним обращаются, а завязывают бюрократическую волокиту.

По итогам выступлений и дискуссии члены Общественного совета единогласно проголосовали против передачи полномочий Россельхознадзора в части надзора и контроля  субъектовым органам власти.



Вторая часть заседания Общественного совета была посвящена вопросу внедрения электронной ветеринарной сертификации. С докладом о ситуации с внедрением ЭВС выступил заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов. Свое выступление заместитель Руководителя службы начал с того, что молочный рынок разделился на тех, кто поддерживает внедрение ЭВС, такие как Молочный союз России и всячески способствует скорейшему внедрению в отрасль электронной сертификации и тех, кто препятствует, в их числе Союзмолоко и крупные иностранные переработчики молока, входящие в союз. В целом на сегодняшний день более 1430 молокоперерабатывающих предприятий в России оформляют ЭВС на производственные и транспортные партии молочной продукции, 99 молокопредприятий ведут интеграционные проекты своих систем учета с ФГИС «Меркурий»  и ещё 22 предприятия этот процесс уже завершили и оформляют сертификаты через API-интерфейс системы. Сейчас в месяц оформляется более 9 млн. электронных ветеринарных сертификатов, из них более 4 млн. на готовую продукцию. На сегодняшний день Новосибирская область, Республика Татарстан,  Краснодарский край  и еще 8 субъектов Российской Федерации являются лидерами в сфере внедрения ЭВС, и в этом большая заслуга их  ветеринарных служб.

Тем не менее, Правительством Российской Федерации было принято решение продлить переходный период внедрения электронной сертификации.  Как отметил Николай Власов, если Госдума успеет рассмотреть и принять в текущую осеннюю сессию законопроект, то переходный период для ЭВС будет продлён до 01.07.2018. Со своей стороны Россельхознадзор и Минсельхоз России уже внесли в Правительство Российской Федерации законопроект о продлении переходного периода.

Николай Власов также рассказал о мероприятиях, которые были реализованы в целях исполнения рекомендаций прошлого заседания Общественного совета, более подробно заместитель Руководителя Россельхознадзора остановился на нормативно-правовых актах, регламентирующих ЭВС. Так, вступил в силу нормативный акт, принятый Минсельхозом России, регламентирующий аттестацию негосударственных ветеринарных врачей для работы с ЭВС. Также Минюст России зарегистрировал 2 приказа Россельхознадзора. Один устанавливает общие требования к системе ветеринарной сертификации, а второй специальные требования (защита информации и прочее). Николай Власов подчеркнул, что сейчас находится на регистрации последний из приказов Минсельхоза России, в котором предусмотрен порядок внесения и получения информации в федеральную информационную систему в сфере ветеринарии. Он является ключевым, так как в нем впервые будет прописано название федеральной информационной системы в сфере ветеринарии. Последний подготовленный, но ещё не изданный документ, - методические указания о внесении и получении информации, но они не могут быть направлены на регистрацию, пока не будет зарегистрирован приказ Минсельхоза России, о котором сказано выше.



В ходе мероприятия были озвучены вопросы от бизнес-сообщества. Так, представитель ООО  «Ашан» задал вопросы о новой версии ФГИС "Меркурий", о погашении ветеринарных сертификатов и относительно  утилизации биологических отходов. Звучали и другие вопросы, на которые Николай Власов дал исчерпывающие ответы. Президент всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев в своем выступлении подчеркнул, что у участников рыбного рынка высокая заинтересованность в “выбраковке” тех, кто занимается браконьерским выловом и маскирует свой улов необходимыми документами, и в этом сможет помочь ЭВС.

Заместитель руководителя Исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников выступил с докладом о ситуации с внедрением ЭВС в мясной отрасли. Он отметил, что были проведены опросы в свиноводческой и птицеводческой отрасли о готовности к ЭВС с 01.01.2018 года. Опрос показал, что 72% птицепереработчиков готовы к этому сроку полностью перейти на электронную сертификацию в свиноводческой отрасли этот показатель еще выше, однако производители поддержат увеличение переходного периода электронной сертификации с 1 января до 1 июля 2018 года, основываясь на опасениях в затруднении сбыта своей продукции из-за неготовности товаров проводящей сети. Максим Синельников также отметил, что региональные управления ветеринарии крайне скудно освещают вопросы, связанные с переходом на электронную сертификацию, а также более подробно остановился на аттестации лиц для работы в системе сертификации. Законодательством приняты три группы: государственные, негосударственные и уполномоченные лица в организации (технологи или кладовщики), которые могут без ветеринарного образования работать в системе. Представитель мясной отрасли подчеркнул, что с 01.09.2017 года вступил в силу приказ Минсельхоза России об аттестации. На сегодняшний день из 20 заявлений, поданных одним из производителей Брянской области – 16 аттестованы, но, к сожалению, не все ветслужбы в субъектах РФ готовы к аттестации.  Только в 16 регионах компетентные органы разместили перечень вопросов, с которыми должен ознакомиться кандидат на аттестацию.